Первый в советской России

Александр Морозов, 01.03.2004 г.

За день до знаменательного восьмидесятилетнего юбилея ногинского трамвая мы захотели узнать, чем живёт сегодня трамвай-юбиляр, как ведётся подготовка к юбилею, как настроение трамвайщиков и пассажиров. Уникален ногинский трамвай тем, что, выполняя важную транспортную функцию, сохранил облик своих линий с 1924 года почти неизменным: в городе всего один маршрут, единственная линия – всего один путь, вагоны расходятся на разъездах.

Вагоны менялись, и сегодня состояние подвижного состава очень приличное: все светильники работают, порезанные сиденья восстанавливают. А вот линия по конфигурации оставалась такой же, как в 1924-м. Путь петляет замысловатым образом по всему городу, не минуя ни одной важной точки, проходит и по совмещённому, и по обособленному, и по собственному полотну, пересекает два моста. И самое потрясающее – деревянные опоры контактной сети с неподражаемыми красными консолями 1924 года. Таких, говорят, нет больше нигде в России.

Пуск трамвая впервые в советской России был столь значимым, что оказался довольно подробно описан в романе И.Ильфа и Е.Петрова "12 стульев", действие которого происходит в Старгороде, чьим прототипом как раз и послужил Богородск, как до 1930 года назывался Ногинск. Знаменитая фраза "трамвай построить – не ешака купить" принадлежит инженеру строительства богородского трамвая, который личной инициативой (если верить роману) добился строительства трамвая в городе. Действительно, трамвай – верный знак огромной гражданской сознательности богородцев, которые не только добились строительства трамвая, но и собственными руками, методом народной стройки, почти без оплаты труда построили трамвай в 1924-м.

О сегодняшнем дне ногинского трамвая Транспорту в России рассказал главный инженер Ногинского трамвайного предприятия Никитин Павел Георгиевич.

Никитин П. Г. на рабочем месте – Завтра ногинский трамвай отметит свой восьмидесятилетний юбилей. В последние годы многое изменилось к лучшему на ногинском трамвае: полностью обновлён подвижной состав, заменены пути на многих участках. Какие работы по путевому хозяйству удалось закончить к юбилею?

– Ремонт путей, который произведён в Ногинске – большая заслуга генерального директора Мособлэлектротранса Михаила Мироновича Фарберова. Была задействована и ногинская администрация, помощь оказывал глава района Владимир Николаевич Лаптев. В 2003 году удалось капитально отремонтировать 2 километра по улице III Интернационала: полностью заменён балласт, шпальное хозяйство, рельсы. Кроме того, производится замена 83 опор контактной сети взамен деревянных. Сейчас новые опоры уже установлены на 50% от запланированного числа, но контактный провод пока ещё закреплён на деревянных опорах. Деревянные опоры с центральных улиц будем убирать.

Кроме того, в 2001 году капитальный ремонт производился на улице 9 января, 450 метров: также полная замена балласта, рельс, экскаватором выбиралось основание пути и закладывалось всё новое. Подъёмочный ремонт по ул. III Интернационала от Нарсуда по ул. Климова – замена шпал, замена рельс. По улице Климова была уложена трамвайная плитка: смотрится красиво.

– Удалось ли в результате этих ремонтов заменить все аварийные участки пути?

– Аварийные участки ещё остались: планировалось 3,5 километра по ул. III интернационала и улица Магистральная, но денег было выделено только на 2 километра. На этот год планируется продолжить капитальный ремонт (1,5 километра) по улице III Интернационала и захватывается участок по ул. Магистральной на кольце Доможирово. Но и после этого останутся проблемные участки – прорех у нас ещё много: нужно производить подъёмку и замену шпал по ул. Климова от гастронома, ул. Текстилей – рельсы лежат практически не на шпалах. Эти участки у нас в очень плачевном состоянии.

– Какие ограничения скорости существуют на аварийных участках путей? Как движется трамвай по отремонтированным участкам – может быть, и до 60 разгоняется?

– На аварийных – до 20 км/ч (например, на улице III Интернационала, на Магистральной). На хорошем полотне до 60 – нет, не разгоняется, но 40 км/ч – идёт. В среднем – 30-35 км/ч. По улице Климова трамвай проходит, как электричка. По улице III Интернационала до Нарсуда – не проходит, а пролетает! От Хамовнического переулка до почты, где новые трамвайные пути – никакой качки, вагон идёт замечательно!

– Каковы планы по обновлению подвижного состава?

– Генеральный директор Мособлэлектротранса обещает нам выделить 2 вагона восьмой модели из Коломны после капитального ремонта, так что подвижной состав унифицируется. Будут ли это вагоны 71-608К или КМ – ещё не определено. Первые 71-608К пришли к нам в 1993 (всего 2 вагона), а КМ – с 1994 (все остальные).

– Каков сейчас выпуск вагонов на линию в рабочие и выходные дни? Меняется ли он с течением лет? Есть ли возможность увеличить выпуск – например, в связи с улучшением состояния подвижного состава и путей?

– У нас подвижного состава – 8 вагонов. В депо должен обязательно оставаться какой-то резерв. Сейчас начинается весенний паводок, на участках, где не произведена подъёмка путей, появляется водичка, путейцы пытаются её отводить, но не всегда с успехом – вагоны выходят из строя. И ещё проблема: с 1 сентября по 4 ноября 2003 года, пока производился капитальный ремонт трамвайных путей, трамвай не работал. В это время многие водители рассчитались, они же семейные – надо семьи кормить, хотя зарплата у них за месяцы простоя выходила не маленькая – по 6 тысяч, тогда как в рабочие месяцы – 7-8. Но всё-таки люди рванули в Москву, устроились на метро. Ушло сразу 4 человека из 22, кто-то в декрете, поэтому реально работают всего 14 водителей. Поэтому в час пик стараемся выпускать 5 вагонов, то же и днём в выходные, а вечером – 3-4. Первый вагон выходит в 6.40 утра, последний заходит в 22.20.

– Не слишком ли рано заканчивает трамвай? Ведь раньше в Ногинске трамвай работал, фактически, круглосуточно.

– Да, когда я пришёл работать в начале 1993-м, был "дежурный", ночной трамвай – ходили 2 вагона, собирали со всех запоздавших электричек пассажиров. Два вагона стояли на разъезде у вокзала и после прибытия поезда отправлялись каждый в своём направлении.

– Есть ли возможность восстановить ночную работу трамвая?

– К сожалению, в последнее время развелось довольно много, если называть вещи своими именами, хулиганья. Нападения на кондукторов: будет у кондуктора всего 100 рублей выручки – и то могут обидеть. До плохого не доходило, но то, что вырывали сумки – было.

И потом – опять же, нехватка водительского состава. Группу запланировали, дали объявление. Обучение проводим своими силами. Механику провожу я, по безопасности движения – заключаем договор с автошколой. Отвозим туда курсантов, проводим семинары (3 дня в неделю). Занятия для учеников совершенно бесплатные. Я предлагал, чтобы водитель, получив профессию и ни копейки не заплатив, отработал 2-3 года на предприятии, но руководство пока что это не поддержало, и из последнего выпуска остался один-единственный человек, остальные все ушли.

– Как относятся к трамваю пассажиры?

– Когда был ремонт путей и трамвай не работал, кого не встречу знакомых, сразу спрашивают – когда пустят трамвай в городе? Сам живу в Доможирово и вижу: люди без трамвая чувствовали себя неуютно. Бабушки-старушки, инвалиды, пенсионеры, много льготников, а ведь они от Истомкино без пересадок доезжали до посёлка Октября через весь город. Народ к трамваю относятся с трепетом.

– Чувствует ли городская администрация необходимость трамвая?

– Прямо скажем: если бы не нынешний глава администрации района Лаптев Владимир Николаевич, то кто-то другой постарался бы, скорее всего, трамвай закрыть. Но сам действующий глава – за то, чтобы трамвай бегал. В "Богородских вестях" иногда появляются заметки о трамвае.

– Отрадно слышать, что трамвай укрепляет свои технические характеристики и остаётся важнейшим средством транспорта в городе. Но ведь есть у Ногинского трамвая и эстетическая составляющая. Особое очарование трамваю Ногинска придают прелестные старинные опоры, которые и сегодня выглядят в точности, как в 24-м году, с теми же уникальными красными консолями. Разумеется, опоры за это время не один раз поменяли, но на такие же, деревянные, поэтому их вид полностью сохранялся. Почему же теперь их решили заменить на стандартные металлические? Ведь ногинский трамвай – единственный в России с деревянными опорами!

– Видите ли, в Ногинск часто приезжает довольно много высоких гостей, и им кажется, что деревянные опоры – нечто устаревшее. Глава администрации поставил задачу: произвести замену этих 83 опор.

– Но будут ли сохранены опоры хотя бы на окраинах?

– Где-то они сохранятся. Но глава администрации связывался с министром транспорта Петром Дмитриевичем Кацывом, представитель министра приезжал сюда в ноябре, в кабинете директора прошло совещание, и министр выделил деньги на установку новых опор и демонтаж старых.

– Ещё недавно в городе работали вагоны Рижского завода, очень красивые. В своё время они были одними из лучших отечественных вагонов. Какова судьба последних ногинских РВЗ?

– В январе 2004 года подходил срок службы последнего вагона РВЗ, он ходил у нас под №7. С директором предприятия был разговор, что вагон мы спишем, но не будем резать, а подкрасим, подновим, и он у нас останется на ходу как реликвия. Но случилось непредвиденное: при выпуске на линию, на пл. Бугрова в вагоне произошёл пожар. Благодаря грамотным действиям водителя и кондуктора пассажиры были высажены, вагон обесточен, вызваны пожарные. Однако выгорела вся проводка, и теперь вагон восстановлению не подлежит. В декабре 2003 года вагон списали и наша мечта оказалась не осуществлённой.

– Но, может быть, есть хотя бы минимальная надежда на восстановление исторического вагона? Может быть, если сегодня нет средств, вагон можно сохранить на запасных путях до лучших времён?

– Восстановление вагона можно оценить приблизительно в 200 тысяч рублей: для замены проводки требуется расшивка вагона, подгорел и пол в салоне. Вагон стоит в тупике, обворовывать его не обворовывают, смотрят за ним, хранить – не большая проблема. Но ведь приезжают к нам любители не трамваев, а металла: что хотите порежут, загрузят и вывезут. Но пока будет стоять, может, придёт время, его действительно востребуют и восстановят.

– Каковы были планы по развитию трамвая в его лучшие годы?

– Документация по развитию была разработана в 1980-х и сейчас хранится в нашем архиве. В посёлке Доможирово планировалось строительство нового депо. Трамвайный путь предполагалось пробрасывать в Электросталь. Планировалось даже восстановить второй маршрут, который был закрыт 15 мая 1972 года "из-за насыщения города автобусами и в целях безопасности перевозки пассажиров", и уложить вторые пути по обоим маршрутам. Но если сейчас возвращаться к этим планам, то потребуется новый проект, чтобы учесть все значительные изменения, которые произошли за последние 20 лет.

– Большое спасибо Вам, Павел Георгиевич, за интересную беседу! Редакция поздравляет ногинский трамвай с восьмидесятилетием и желает ему надёжной и бесперебойной работы, новых путей и послушных вагонов.

Беседовал Александр Морозов, фото: Евгений Куйбышев.

Вернуться...

Информационный проект "Ногинский трамвай"

http://noginsk.tramway.ru/

Авторы:  Евгений Куйбышев, Сергей Орлов

Материалы и поддержка сайта: Александр Морозов, Сергей Пушкин,

Ааре Оландер, Артем Светлов, Дмитрий Ганин, Александр Елагин,

Дмитрий Фокин, Сергей Федорович, Владимир Кириллов

| Главная страница | Новости | История | Подвижной состав | Маршруты | Схемы линий | Ветераны депо | BAHN |

| Разное | Статьи | Фотогалерея | Гостевая книга | Форум | Ссылки | Поиск | О проекте Карта сайта |

Копирование материалов с сайта Ногинский трамвай без предварительной договорённости запрещено.

При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам.

© 2006 Ногинский трамвай

©2006 Дизайн и оформление сайта - Сергей В. Орлов

Хостинг сайта - www.tramway.ru